Цернунн (др.-кельт. Cernunnos, букв. «рогатый», тж. встречается написание Кернунн) — наиболее колоритный персонаж мифологии кельтов, не поддавшийся римской ассимиляции.

В качестве одного из кельтских образов бога Земных Сил играл более значительную роль, чем Эзус.

Изображение Цернунна

Рогатый персонаж с котла из ГундеструпаНесмотря на то, что имя Цернунна известно с единственного памятника — «алтаря» из клюнийского музея, он повсюду хорошо узнаваем. Наиболее характерные черты бога: «буддийская поза» со скрещенными ногами, оленьи рога, ожерелье (торквес) и бараноголовая змея.

В силу частого изображения последней, можно сделать вывод, что змея представляет нечто большее, чем просто атрибут рогатого бога. И змея, и баран представляют аспект плодородия. Кроме того, в Галлии баран как сакральное животное был связан с культом огня в камине и в какой-то степени соединён с культом мёртвых.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/bc/Cernunnos.jpg

Возможные параллели в древнегреческой мифологии

В классическом мире орфическая литература рассказывает о рогатом змее Загрее, принявшем облик быка и разорванном титанами. Позже, этого змея стали считать ранним воплощением великого Диониса, бога земного плодородия, вегетации, виноделия — то есть греческого варианта бога земных сил. Культ Диониса имел, подобно культу Шивы/Рудры, оргиастические элементы, воспринимаясь как освобождение от оков бытия. Греческий бог был связан с животными — быком, бараном, козлом, дельфинами (подобно Цернунну с котла из Гундеструпа). Дионис часто представлен с бараньими рогами. Не случайны и его изображения рядом с Гермесом (например, работа Праксителя, IV в. до н. э.). Греки помнили о родстве, в котором находились бог земных сил и культурный герой. Оба они были связаны со стадами. Сын Гермеса Пан входил в свиту Диониса. На некоторых античных рельефах IV в. до н. э. Пан показан сидящим скрестив ноги.